Поиск
Экспериментальная деятельность
КРАТКАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА МБОУ СОШ № 20
«Содержание и формы организации
проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
в рамках школьного НОУ»
Состав участников эксперимента – учителя школы и учащиеся начальной, основной, старшей ступеней обучения - члены школьного НОУ.
Актуальность исследования: Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет знаниевого подхода, который лежит в основе традиционной системы обучения.
На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида заданий – учебных исследований и проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Особая роль в достижении целей современного образования принадлежит проектной технологии, организации учебной и исследовательской деятельности, т.к. они оказывают прямое влияние на все сферы жизнедеятельности человека и напрямую связаны с эффективностью обучения.
Замыселэксперимента направлен на создание образовательной среды в рамках деятельности школьного научного общества учащихся, способствующей формированию у учащихся качеств, необходимых для успешной социализации в обществе.
Объект исследования. Образовательный процесс в совокупности его составляющих: обучение, воспитание, развитие.
Предмет исследования. Организация проектной и учебной исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного научного общества.
Гипотеза исследования Процесс формирования ключевых компетенций у учащихся в ходе проектной и учебной исследовательской деятельности в рамках школьного НОУ будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи;
- формирования положительной мотивации к учебной исследовательской и проектной деятельности у учащихся и учителей;
- последовательного включения в учебную исследовательскую и проектную деятельность учащихся начальной, основной и старшей ступеней обучения;
- методического и психолого-педагогического сопровождение деятельности школьного НОУ, работы над учебными исследованиями и проектами;
- мониторинга качества образования.
- Разработать модель последовательного включения школьников начальной, основной и старшей ступеней обучения в проектную и учебную исследовательскую деятельность в рамках школьного НОУ;
- Проверить эффективность разработанной модели формирования ключевых компетенций учащихся в процессе организации проектной и учебной исследовательской деятельности в рамках школьного НОУ;
- Создать условия для отработки и внедрения технологий исследовательского обучения, обеспечивающих качественно новый уровень образования;
- Создать условия для распространения исследовательской культуры педагогов и учащихся в образовательном пространстве школы;
- Создать условия для участия педагогов и учащихся в различных конкурсах, конференциях школьного, муниципального, краевого и федерального уровней.
- Повысить эффективность образовательного процесса, качество образования;
- педагогические результаты
- собственно результаты экспериментирования.
- результаты, которые может получить ученик;
- результаты, которые может получить учитель.
- максимально приблизить соответствие результатов образования к его возможностям;
- раскрыть свои способности и возможности;
- самоутвердиться в значимых для него сферах жизнедеятельности,
- приобрести навыки самообразования,
- овладеть методами изучения личности ребенка;
- овладеть приемами организации проектной и учебной исследовательской деятельности учащихся на основе результатов диагностики уровня их развития, в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Цель и задачи исследования.
Цель: создание условий для повышения качества образования, воспитания и социализации учащихся через использование возможностей школьного научного общества.
Ожидаемый результат – обеспечение благоприятных условий для развития, самосовершенствования, самореализации и социализации учащихся.
Задачи:
Основные этапы эксперимента.
Первый этап (2009 - 2010 учебный год) - организационно–практический.
Второй этап (сентябрь 2010г. – август 2013г.) – основной, исследовательско-практический.
Третий этап (сентябрь 2013. - август 2014г.) – заключительный, аналитико-обобщающий.
Ожидаемые результаты эксперимента можно подразделить на две группы:
Впедагогических результатах тоже можно выделить две группы:
Образовательная среда, созданная в ходе эксперимента позволит ученику:
учителю:
Главным результатомэксперимента станет повышение качества образования, формирование личности выпускника, соответствующего требованиям общества и государства.
Календарь и часы
|