Для родителей первоклассников
"Режим дня первоклассника"
Поступление в школу-это переломный момент, начало новой полосы в жизни ребенка.
История знает многочисленные примеры поистине невероятной работоспособности. Между тем далеко не у всех этих людей были какие-то сверхъестественные способности. Чему же тогда обязаны они своими выдающимися достижениями? Таланту? Да! Но одного таланта мало. Они были замечательными организаторами своей работы, своего режима.
С приходом в школу меняется вся жизнедеятельность ребенка, перестраивается распорядок дня, обычно исключается дневной сон, увеличиваются статические нагрузки
( сидение за партой- 4 урока ежедневно и 1-2 часа занятий дома). Если детский организм не подготовлен к большим нагрузкам, то переносятся они в этот период очень тяжело. Постепенно организм тренируется, перестраивается. Многочисленными исследованиями установлено, что в начале учебного года выносливость ребенка снижается, а к концу года - восстанавливается.
Приучать ребенка выполнять режим дня необходимо с ранних лет. В этом возрасте у них легче выработать привычку к организованности и порядку. В результате регулярных упражнений это становится их внутренней потребностью, чертой характера. Неправильно построенный распорядок дня или частая его ломка вредно сказываются на здоровье и работоспособности ученика, что приводит к развитию хронического переутомления.
Правильный режим дня школьника-это целесообразно организованный соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматривающий, повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов, это ритм жизни. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и тоже время. Одна из существенных ошибок родителей заключается в том, что чуть ли не с первой учебной недели начинаются уступки: "Ну, уж ладно сегодня этого делать не будешь, а завтра - обязательно!" Хотя жизнь есть жизнь, и отступление от правил, конечно, быть могут.
Ребенок, выполняющий режим дня или даже старающийся его выполнять, нуждается на первых порах в похвале, поощрении. Затем выполнение режима должно восприниматься вами и самим ребенком, как норма поведения. Родители, бабушки, дедушки должны быть едины в своих требованиях, предъявляемых к ребенку в выполнении режима.
В задачу построения режима дня входит правильная организация сна, питания, смена видов деятельности чередования труда и отдыха. В суточном бюджете учащихся выделяют следующие компоненты: учебные занятия, самообслуживание, выполнение правил личной гигиены, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, занятие спортом.
Практика показывает, что для выполнения всех утренних дел при наличии занятий в школе с 9.00 школьник должен подниматься в 7.30 часов утра. Лучше на первых порах в 7.00 и какое-то время ребенок может полежать в постели. Резкий переход от сна к бодрствованию для неокрепшей нервной системы может быть слишком труден. Затем посещение туалета, утренняя гигиена, зарядка, заправка постели, одевание. 25-30 мин. на завтрак, этого времени достаточно не только для приема пищи, но и на то, чтобы убрать хлеб, прибрать на столе, вымыть за собой посуду.
Успеть все сделать за утро и очень просто и очень трудно. Многие первоклассники очень боятся опоздать в школу. Из-за этого плохо спят, рано просыпаются, стремятся уйти в школу как можно раньше. Поэтому важно обучить ребенка ориентироваться во времени, уметь следить по часам за выполнением той или иной процедуры. Ребенок должен поскорее научиться чувствовать, что при достаточном запасе времени он все успеет.
Первое время взрослые выполняют почти все утренние режимные моменты вместе с ребенком. Первоклассники иногда забывают о чистке зубов, о зарядке… Если ребенка отличает такая забывчивость, то полезен прием " руководителя". Ребенок командует взрослым: "А теперь на зарядку, а теперь умываться…." Игра в лидерство проходит обычно весело, дает хороший настрой. Постепенно предоставляйте все больше и больше самостоятельности, ограничиваясь лишь подсказкой.
Завтрак и уборка после завтрака окончены, теперь еще раз проверим ранец, одежду, обувь- все ли в порядке.
Полезно в первые дни учебы, провожая ученика в школу идти не очень быстро. Быстрая ходьба может утомить ребенка, а утренняя прогулка - важная составная часть отдыха.
Часы, проведенные в школе, достаточно четко регламентированы распорядком школьной жизни. После 4-х часов, проведенных за партой, малышу, прежде всего, необходимы движения, физическая активность. Полезна прогулка. Обычно в 13-14 часов ребенок уже дома. Школьник переодевается, умывается, обедает. Послеобеденное время дети обычно проводят по-разному. Некоторые дети нуждаются в дневном сне. Одно из основных требований к режиму первоклассника- отдых должен быть активным. Если, придя из школы, школьник уткнется в книгу, берет в руки игровую приставку, садится за настольною игру, компьютер, не успокаивайтесь мыслью, что он по настоящему отдыхает. Активный отдых- это смена видов деятельности, типов и величины нагрузок.
К выполнению домашнего задания приступают в 16.00. Во время занятий по возможности нужно исключить "внешние помехи". Не должно быть ничего лишнего, отвлекающего ребенка. Дело не только в том, что это отвлекает, но создается дополнительная нагрузка на нервную систему. "Физминутки" необходимы и во время домашних занятий. Если ребенок уже больше часа не поднимает голову от тетрадок, подождите радоваться его усидчивости, в этом случае от нее мало проку, - возможно, он думает о чем-то далеком от учебы. Пусть лучше малыш на 5-10 минут прервется, походит по комнате, разомнется, и работа сразу пойдет лучше.
Необходим четкий ритм занятий. Для первоклассников после 25 мин. перерыв 5-10 мин.
Большую роль в повышении продуктивности умственного труда играют так же привычка к постоянному месту работы, созданию рабочей обстановки. Постоянное место, благодаря повторным занятиям прочно ассоциируется с трудом, вызывая соответствующее настроение. Привычная обстановка не отвлекает внимания и быстро настраивает на деловой лад, тем самым обеспечивает работоспособность.
Нередко смысл режима дня родители видят лишь в том, чтобы ребенок " не терял времени попусту", все успевал. Но дело не только в этом. Точные временные рамки любого из режимных моментов (будь то еда, игры или занятия) создают у ребенка внутреннюю подготовленность именно к этой деятельности. Если же в одни и те же часы он сегодня делает одно, завтра другое, ему каждый раз приходится внутренне настраиваться, а это далеко не всегда удается. Как известно, ресурсы собранности, внимания, воли у шестилеток не столь уж велики.
После занятий дома, снова отдых, прогулка, помощь семье. Кроме того, дети должны иметь свободное время, которым они могут распоряжаться по своему усмотрению.
Вечер остается на тихие игры, ужин, просмотр телевизора, чтение книг. Игры и занятия рекомендуется заканчивать за 30 мин. до отхода ко сну.
Жизнь ребенка, разумеется, не исчерпывается только школьными занятиями. Дети с огромным удовольствием занимаются в технических и художественных кружках, спортивных секциях. Однако и эти занятия надо регламентировать, учитывая возрастные особенности. Надо только проследить, как чувствует себя ребенок. Если у него ухудшается аппетит, он теряет в весе, неспокойно спит, становится возбудимым или, наоборот, вялым, это указывает на переутомление. В таких случаях необходимо посоветоваться с врачом и, может быть, на время прекратить интенсивные занятия.
Учеба школьника - важная часть (но все-таки лишь часть) жизни ребенка. И родительская забота - обеспечить максимальные условия для его гармоничного роста и развития.